Консультация
для педагогов
«Организация
и проведение артикуляционной гимнастики»
Самые
главные помощники
для
логопеда – заботливые и внимательные
родители
и педагоги.
Я думаю, воспитатели, заметили, что всё чаще в группы раннего возраста
приходят неговорящие дети, а уровень речи детей более старшего возраста
снижается из года в год.
Нарушения речи можно условно разделить на две
большие группы:
-
нарушения, которые возникают в нервных центрах (незрелость
коры и т. д.)
- нарушения, возникающие из-за недостаточности развития речевого
аппарата.
И, если в первом случае
помощь ребёнку оказывается в большей степени медикаментозно, то во втором
случае можем помочь мы с вами.
Каким же образом? Наш речевой аппарат – это
сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые
связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них – мышцы, а
процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который
осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата.
Если мышцы сильные, упругие, подвижные – то мы имеем чёткие, дифференцированные
движения речевого аппарата и «чистую» речь,
если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно
напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.
Каждый ребёнок неосознанно выполняет артикуляционные упражнения с младенчества:
гуление, лепет, разнообразные мимические и артикуляционные движения языком, губами, челюстью. Не малую роль
играет роль процесс сосания, а в дальнейшем и пережевывание пищи. Но в эпоху
современности этого недостаточно, поэтому для развития мышц речевого аппарата и
их подвижности необходимо использовать артикуляционную
гимнастику.
Артикуляционная
гимнастика - это основа для
формирования речевых звуков.
При поведении артикуляционной гимнастики происходит
не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений
губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных
звуков речи.
Для наиболее эффективного результата необходимо
придерживаться следующих рекомендаций:
1. Проводить артикуляционную гимнастику каждый день по 3-4
раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3
упражнений за раз (если вы только разучиваете их).2. Каждое упражнение
выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения
выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Выполняются сначала более
простые упражнения и только затем более сложные.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном положении.
6. При выполнении упражнений
ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью
выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет
показ,поэтому артикуляционная
гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим
зеркалом на подставке (или ручным зеркалом размером
примерно 9х12см). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а
взрослый должен находиться напротив лицом к нему.
7 Начинать гимнастику лучше с упражнений для
губ.
8 Для выполнения артикуляционных упражнений
необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.
9. Необходимо помнить, что
часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите
что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова.
Подбадривайте ребёнка.
10. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.
Для того чтобы работа по развитию
мышц речевого аппарата была эффективной и в то же время интересной ребёнку,
необходимо правильно её организовать.
Работа
организуется следующим образом.
1. Педагог рассказывает ребенку о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы.
2. Педагог показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение выполняет ребенок, а педагог
проверяет правильность выполнения.
Упражнения
должны быть целенаправленными: не столько важно их количество, сколько важны
правильный выбор и качество их выполнения.
При отборе
материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную
последовательность – идти от простых упражений к более сложным.
Дозировка
количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной
как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.
Артикуляционную
гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина
прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога, которое должно
быть хорошо освещено.
Педагог должен
следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае
артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.
Не все дети
овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому к каждому ребенку
необходим индивидуальный подход.
Для красочного
и забавного оформления игры-занятия используются игрушки, сказочные герои,
стихотворные тексты. Если педагог видит, что группа в основном справляется с
выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он
проводит с ними дополнительную индивидуальную работу.
Регулярное
выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить
кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить
подвижность артикуляционных органов;
- укрепить
мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить
ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить
амплитуду движений;
- уменьшить
напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить
артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
Сейчас я расскажу о
некоторых методах и приёмах проведения
артикуляционной гимнастики с детьми.
Самый распространённый приём –
использование картинок (показываю). Для
каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная,
достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.
Практикум с педагогами.
Возможно использование фотографий других
детей с правильным показом необходимого упражнения.
Для детей старшей и подготовительной
группы возможно использование трафаретов«Весёлые язычки».
Ребёнку предлагается силуэтное изображение языка, той формы, которую он
принимает при выполнении того или иного упражнения.
Существуют специальные мягкие игрушки, у
которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога.
Для повышения интереса к деятельности
можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть
персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их
выполнять заданное упражнение. А может быть герою нужно помочь преодолеть
какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам
герой даёт задание ребёнку и наградит после выполнения. В качестве героев могут
выступать игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные
персонажи.
Одним из распространённых приёмов
является использование коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень
любят стихи и быстро их запоминают
В методической литературе и в интернете часто можно встретить
специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет
вставлены подходящие артикуляционные упражнения
или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие
сказки и прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в
такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий