страницы

воскресенье, 24 ноября 2024 г.

Консультация для педагогов «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»

 

Консультация для педагогов

«Организация и проведение артикуляционной гимнастики»

Самые главные помощники

для логопеда – заботливые и внимательные

родители и педагоги.





          Я думаю, воспитатели, заметили, что всё чаще в группы раннего возраста приходят неговорящие дети, а уровень речи детей более старшего возраста снижается из года в год.

         Нарушения речи можно условно разделить на две большие группы:

- нарушения, которые возникают в нервных центрах (незрелость коры и т. д.) 

- нарушения, возникающие из-за недостаточности развития речевого аппарата.

И, если в первом случае помощь ребёнку оказывается в большей степени медикаментозно, то во втором случае можем помочь мы с вами.

         Каким же образом? Наш речевой аппарат – это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них – мышцы, а процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные – то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.

     Каждый ребёнок неосознанно  выполняет артикуляционные упражнения с младенчества: гуление, лепет, разнообразные мимические и артикуляционные движения языком, губами, челюстью. Не малую роль играет роль процесс сосания, а в дальнейшем и пережевывание пищи. Но в эпоху современности этого недостаточно, поэтому для развития мышц речевого аппарата и их подвижности необходимо использовать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков.

          При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи.

        Для наиболее эффективного результата необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Проводить артикуляционную гимнастику каждый день по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз (если вы только разучиваете их).2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет показ,поэтому артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке (или ручным зеркалом размером примерно 9х12см). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а взрослый должен находиться напротив лицом к нему.

7 Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

8 Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.

9. Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. 

10. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

           Для того чтобы работа по развитию мышц речевого аппарата была эффективной и в то же время интересной ребёнку, необходимо правильно её организовать.

Работа организуется следующим образом.

1.      Педагог рассказывает ребенку о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.      Педагог показывает выполнение упражнения.

3.      Упражнение выполняет ребенок, а педагог проверяет правильность выполнения.

Упражнения должны быть целенаправленными: не столько важно их количество, сколько важны правильный выбор и качество их выполнения.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражений к более сложным.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога, которое должно быть хорошо освещено.

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются игрушки, сказочные герои, стихотворные тексты. Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу.

 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.           

 

Сейчас я расскажу о некоторых методах и приёмах проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

      Самый распространённый приём – использование картинок (показываю). Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

Практикум с педагогами.

       Возможно использование фотографий других детей с правильным показом необходимого упражнения.

       Для детей старшей и подготовительной группы возможно использование трафаретов«Весёлые язычки». Ребёнку предлагается силуэтное изображение языка, той формы, которую он принимает при выполнении того или иного упражнения.

      Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога.

       Для повышения интереса к деятельности можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их выполнять заданное упражнение. А может быть герою нужно помочь преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и наградит после выполнения. В качестве героев могут выступать игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи.

        Одним из распространённых приёмов является использование коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают

         В методической литературе и в интернете часто можно встретить специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие сказки и прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Речевые игры дома летом

  Речевые игры дома  1. Игра «Ищем слова»         Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т.д. 2. Игра «Угощаю».   ...